Обзор пилотажных групп мира
Пилотажная группа Baltic Bees («Балтийские пчёлы») - пилотажная группа из Латвии
Baltic Bees jet team — авиационная группа высшего пилотажа, созданная в 2008 году компанией K.S. Avia LTD на базе аэропорта Тукумс (ICAO code EVTA). Цель создания группы — основать первую в прибалтийском регионе профессональную пилотажную группу, использующую реактивные самолёты L-39C Albatros, для выступления на различных авиашоу, организуемых во всём мире. Необычное название группы — «Балтийские Пчёлы», придуманное руководством компании, продиктовано желанием сделать оригинальную группу со своим почерком. Название группы отражено в раскраске самолётов, а также в элементах форменной одежды и аксессуаров пилотов.
Пилотажная группа "Русь" - L-39
Пилотажная группа "Русь" была создана на базе Вяземского авиаклуба в 1987 году. В составе "Руси" десять экипажей: девятка группового пилотажа и один "солист". Летчики имеют общий налет от 1300 до 4400 часов. Средний налет в год составляет 100-110 часов. Пилотажная группа "Русь" выступает на авиашоу в различных городах России.
Пилотажная группа "Русские Витязи" на истребителях Су-27
Пилотажная группа "Русские Витязи" входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба и была образована 5 апреля 1991 года из лучших военных летчиков Кубинской авиабазы. Уникальность "Русских Витязей" состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей. Суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении пилотажа составляет около 150 тонн, размах более 75 метров.
Командир эскадрильи - подполковник А. Личкун, имеет квалификацию "Военный летчик-снайпер". В. Ковальский - заместитель командира эскадрильи, военный летчик 1-го класса.
Наблюдавший за выступлением пилотажной группы российских ВВС "Русские витязи", летающей на самолетах Су-27, натовский генерал сказал: "Я не хотел бы в воздушном бою встретиться с этими русскими асами". Это признание вполне могло бы стать визитной карточкой группы.
Действительно, работа в воздухе "Русских витязей", как при индивидуальном пилотаже, так и в групповом полете, поражает даже видавших виды авиаторов. Вот далеко не полный перечень фигур, которые они выполняют группой: петля Нестерова "ромбом", бочка, косая петля в "стреле", вираж на форсаже, переворот на горке, колокол на встречных курсах (два Су-27 одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке), роспуск "Тюльпан"... Картина впечатляющая. Причем диапазон скоростей от 800-900 км/ч. до минимальной эволютивной, а высот от 60-70 метров и до не более 1500. Кстати, другие пилотажные группы из-за ограниченных пилотажных возможностей своих самолетов вписаться в такие жесткие рамки попросту не могут.
Су-27 "Витязей" окрашены в цвета Государственного флага России. Есть у них и своя эмблема: на голубом фоне в виде щита ромб самолетов. В 1991 году группу возглавил военный летчик-снайпер полковник Владимир Басов. Спустя два года ведущим стал военный летчик-снайпер полковник Владимир Баженов. А с середины 1995 года группу возглавляет военный летчик-снайпер подполковник Александр Личкун.
С момента основания "Русские витязи" посетили Великобританию, Польшу, Малайзию, Германию, США - всего девять стран, причем не по одному разу. Они были гостями пилотажной эскадрильи "Красные стрелы" из Центральной летной школы Королевских ВВС Великобритании в Скэмптоне, участвовали в авиашоу в Лукарсе. Им была оказана честь совершить показательные полеты над резиденцией королевы-матери в Шотландии.
Вообще "Русские витязи" - группа уникальная. Это единственное пилотажное подразделение в мире, выполняющее полеты на самолетах класса тяжелых истребителей. Шутка ли: суммарный вес шести самолетов при пилотаже - почти 150 т, а размах крыльев группы - более 75 м! Здесь, думаю, будет уместно небольшое отступление. Для сравнения: некоторые иностранные пилотажные группы образовались 30-40 лет назад. Наиболее известные из них - "Красные стрелы" (Великобритания), "Голубые ангелы" и "Буревестники" (США), "Патруль де Франс" (Франция).Эти группы ежегодно выполняют до 300 тренировочных и 100-150 показательных полетов. Наши "Витязи" - порядка 50 тренировочных и до 40 показательных. И если их иностранные коллеги налетывают в год по 500-600 часов, то наши пилотажники -100-120. Когда иностранцы узнали об этом, то были немало поражены.
Не открою секрета, если скажу, что основная задача наших пилотажников - показать, что называется, товар лицом. И в том, что многие зарубежные страны проявляют живой интерес к нашим МиГ-29, Су-27, есть немалая заслуга "Стрижей" и "Русских витязей".
Пилотажная группа "Стрижи" - МиГ-29
В мае 1991 появилась на свет пилотажная группа "Стрижи" российских ВВС, летающая на самолетах МиГ-29. За ее плечами немало такого, чего не встретишь в истории более именитых зарубежных групп. Пилотажников из Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба хорошо знают любители авиации не только России, но и Франции и Германии, Бельгии и Швеции, Финляндии и Норвегии, Филиппин и Малайзии, Монголии и Вьетнама, Лаоса и Таиланда.
Начинались "Стрижи" с четверки, в состав которой вошли ведущий - полковник Александр Кутузов, левый ведомый - майор Александр Каташинский, правый - майор Андрей Макаренко и замыкающий - подполковник Александр Захаров. Затем к этой группе присоединили еще два самолета. Их пилотировали майоры Александр Шерстнев и Владимир Галуненко. В этом составе освоили пилотаж шестеркой, создали и облетали программу.
О программе этой стоит сказать особо. Двадцать восемь минут в воздухе с огромным количеством фигур и перестроений. Причем отличие наших пилотажников от их зарубежных коллег состоит в том, что все перестроения выполняются на глазах у зрителей. Они как бы вплетены в общую картину и составляют часть программы. Обилие фигур говорит само за себя: "пирамида", "молот", "звезда", "стрела", "крест", "крыло", А чего стоит бочка, выполняемая шестеркой МИГов! Кстати, и в этом тоже отличие: весь пилотаж производится не на спортивных или же учебно-тренировочных самолетах, а на серийных боевых машинах. В мире по пальцам можно пересчитать пилотажные группы, летающие на боевых самолетах.
Все элементы программы - плод коллективного творчества летчиков группы, их предшественников. Каждый новый элемент обязательно моделируется и просчитывается на компьютере. Затем облетывается и лишь после этого включается в программу. Порой идея рождается даже из ошибок. Так, например, однажды, выполняя петлю со взлета, один из летчиков не убрал шасси. Уже после посадки сам удивился возможностям самолета. Оказывается, можно! После этого и появился новый элемент программы, когда шестерка "Стрижей" выполняет петлю с выпущенным шасси и включенными фарами.
Пилотажная группа «Небесные гусары» - Су-25
Группа высшего пилотажа «Небесные Гусары» ведет свою родословную от 4-й эскадрильи 234-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Директивой Главного штаба ВВС № 410480 от 14 марта 1969 г. в штат полка введена 4-я эскадрилья, которой 7 июня 1974 г. присвоен статус показной. Фактически 4-я эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях.
Пилотажная группа «Небесные Гусары» выступала на штурмовиках Су-25.
Небесные гусары стали первой в мире пилотажной группой, занимающейся воздушной акробатикой на боевых серийных машинах класса штурмовик. Костяк группы составили полковник Александр Смирнов, подполковник Александр Горнов, майоры Владимир Галуненко и Геннадий Авраменко. Помимо одиночного Гусары выполняют также синхронный и встречный пилотаж в составе четырех самолетов Су-25.Хотя штурмовик сложен в пилотировании, летчики творят на нем буквально чудеса: бочку, нож, горку с углом 60°... Как считают сами асы, в пилотаже они способны на большее. Но сдерживает ограничение по перегрузке в 6,5 единиц (у Стрижей и Русских витязей - 8-9). По своей раскраске Небесные гусары близки к Русским витязям: все самолеты - бело-красно-голубого тона. Фюзеляж Су-25 украшает эмблема: круг, на белом фоне которого в виде ромба расположены четыре штурмовика, чуть ниже - скрещенные гусарские сабли, по краям круга надпись: Небесные гусары, Кубинка. И в этом случае эмблема и раскраска самолета - плод творчества самих пилотов.
На рубеже ХХ-XXI веков на базе группы велась повышенная подготовка пилотов из других полков к полетам на высший пилотаж на учебно-тренировочных самолетах L-39.
В 2003 году группа получила истребители МиГ-29 Командиром группы являлся военный летчик 1-го класса подполковник Петров Александр Георгиевич.
Несмотря на короткую биографию, Небесные гусары заявили о себе: их пилотажное мастерство признано зрителями не одного десятка авиашоу.
В скором времени пилотажной группы Небесные гусары, как это ни печально, в Кубинке, вероятнее всего, не станет. В ЦПАТ ожидается реорганизация, согласно которой на базе Небесных гусар будет сформирована эскадрилья подготовки летного состава. Отбор молодых пилотов в Центр показа авиационной техники планируется проводить на конкурсной основе выездными комиссиями в строевых частях и непосредственно на авиабазе в Кубинке. Кандидатом может стать любой военный летчик (фронтовой авиации) 2-го класса и выше в возрасте не старше 30 лет. Прошедшие отбор будут затем проверяться по теоретической и физической подготовке. При условии сдачи экзаменов не ниже отлично их допустят к практической проверке техники пилотирования. И только лучшие из лучших будут зачислены в эскадрилью подготовки летного состава.
Пилотажная группа Blue Angels - ВМС США
Пилотажная группа Blue Angels - это команда летчиков-профессионалов из ВМС США, которая была создана в 1946 году.
Пилотажная группа Patrulla Aguila - Испанских ВВС
«Патрулла Агуила» (исп. Patrulla Águila — Орлиный Патруль) — пилотажная группа испанских ВВС. Базируется на авиабазе Сан-Хавьера недалеко от Мурсии в Испании. Пилотаж выполняет на семёрке учебно-тренеровочных самолетах CASA C-101. Пилотажная группа была сформирована 4 июля 1985 года.